Тайны текста
творческая мастерская по развитию коммуникативных компетенций для учащихся 3 класса Программа творческой мастерской «Тайны текста» Пояснительная записка Предлагаемая программа факультативного курса “Тайны текста” разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной компетенции. В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования, причем все сознают, что цель школьного курса – изучение языка и развитие речи. Однако на практике развитие речи по-прежнему понимается традиционно узко – как обучение изложениям и сочинениям. Не видя конечной цели, учитель осуществляет эту работу по старинке, без осознания компонентов методической системы развития речи. Данный факультативный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь. Коммуникативные функции языка могут найти наиболее полную реализацию только в тексте. Поэтому текст в данном курсе рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности. Центральное место текста в системе гуманитарного образования определяется его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов – предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и др. Основная коммуникативная функция текста – передавать эту информацию. Младших школьников необходимо научить воспринимать и создавать тексты разных типов речи и жанров. Цель курса “Тайны текста” – развитие умений построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного письменного высказывания и умений оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации. Задачи курса: · углубить знания учащихся начальной школы о базовых понятиях теории текста; · научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста; · научить извлекать свой текст из текста-источника; · совершенствовать умение самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно-тематического типа; · развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как логичность, последовательность, точность. Обучающиеся должны знать и уметь: · распознавать текст; · определять тему и основную мысль текста; · озаглавливать текст; · различать типы текста: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи. В соответствии с правилами культуры общения, уметь писать записку, письмо, составлять загадку, писать объявления и телеграммы; · писать изложение с элементами сочинения; писать сочинение повествовательного характера. Содержание курса: Текст (3 часа) Тема и основная мысль текста. Заголовок. Место “данного” и “нового” в предложении. Жанры текста (2 часа) Жанры текста (ознакомление). Записка, объявление, телеграмма, письмо. Типы речи (3 часа) Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Повествование, глаголы говорения.
Литература: 1. Абрамов В.П. Созвездия слов. М.: Просвещение, 1998. 2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982. 3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990. 4. Ирена Осталовска. Ада, так не надо! М., 1993. 5. Ладыженская А.Т. Детская риторика // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 1998. 6. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. 7. Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ министерства общего и профессионального образования Р.Ф. от 19.05.98, № 1235: требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку и литературному чтению // Справочник руководителя и учителя начальной школы. Тула: Родничок, 1999. 8. Синицын В.А. Путь к слову: пособие по развитию речи. М., 1996. 9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М., 1997 |