Тайны текста

 

творческая мастерская по развитию

коммуникативных компетенций для учащихся 3 класса

Программа творческой мастерской «Тайны текста»

Пояснительная записка

         Предлагаемая программа факультативного курса “Тайны текста” разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной компетенции.

В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования, причем все сознают, что цель школьного курса – изучение языка и развитие речи. Однако на практике развитие речи по-прежнему понимается традиционно узко – как обучение изложениям и сочинениям. Не видя конечной цели, учитель осуществляет эту работу по старинке, без осознания компонентов методической системы развития речи.

Данный факультативный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.

Коммуникативные функции языка могут найти наиболее полную реализацию только в тексте. Поэтому текст в данном курсе рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности. Центральное место текста в системе гуманитарного образования определяется его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов – предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и др. Основная коммуникативная функция текста – передавать эту информацию. Младших школьников необходимо научить воспринимать и создавать тексты разных типов речи и жанров.

Цель курса “Тайны текста” – развитие умений построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного письменного высказывания и умений оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.

Задачи курса:

· углубить знания учащихся начальной школы о базовых понятиях теории текста;

· научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;

· научить извлекать свой текст из текста-источника;

· совершенствовать умение самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно-тематического типа;

· развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как логичность, последовательность, точность.

Обучающиеся должны знать и уметь:

· распознавать текст;

· определять тему и основную мысль текста;

· озаглавливать текст;

· различать типы текста: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи.

В соответствии с правилами культуры общения, уметь писать записку, письмо, составлять загадку, писать объявления и телеграммы;

· писать изложение с элементами сочинения;

писать сочинение повествовательного характера.

Содержание  курса:

Текст (3 часа)

Тема и основная мысль текста. Заголовок. Место “данного” и “нового” в предложении.

Жанры текста (2 часа)

Жанры текста (ознакомление). Записка, объявление, телеграмма, письмо.

Типы речи (3 часа)

Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Повествование, глаголы говорения.

 

№ п/п.

№ раздела

Тематическое планирование

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

 

I

Текст

 

 

1.

 

Текст. Признаки текста (тема, основная мысль, заголовок).

1

 

2.

 

Место “данного” и “нового” в предложении.

1

 

3.

 

Учимся составлять текст.

 

1

 

II

Жанры текста

 

 

4 -5.

 

Знакомство с жанрами текста

1

1

 

III

Типы речи

 

 

6.

 

Понятие о типе речи как способе изложения.

1

 

7 - 8

 

Пересказываем, рассказываем, сочиняем.

 

 

Литература:

1. Абрамов В.П. Созвездия слов. М.: Просвещение, 1998.

2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982.

3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.

4. Ирена Осталовска. Ада, так не надо! М., 1993.

5. Ладыженская А.Т. Детская риторика // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 1998.

6. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

7. Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ министерства общего и профессионального образования Р.Ф. от 19.05.98, № 1235: требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку и литературному чтению // Справочник руководителя и учителя начальной школы. Тула: Родничок, 1999.

8. Синицын В.А. Путь к слову: пособие по развитию речи. М., 1996.

9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М., 1997

Hosted by uCoz