Экология для школьников
творческая мастерская по развитию познавательных и творческих способностей для учащихся 3 класса Программа творческой мастерской «экология для младших школьников» Пояснительная записка В становлении экологической культуры личности важная роль принадлежит годам детства. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно и для развития новых отношений ребёнка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира. С позиции современных исследований начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование культуры поведения в природе и социуме. Истоки подобной значимости этого возрастного этапа кроются в психофизических особенностях детей. Однако поддержание и развитие этих предпосылок, данных ребёнку от природы, нуждается в соответствующем обучении, поскольку содержание экологического образования может быть освоено только в деятельности по изучению и охране окружающей среды.
Пояснительная записка. Культура, возрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное оскудение человека привело к отчуждению его от природы, науки, культуры. На смену потребительскому взгляду на мир природы приходят общечеловеческие, гуманистические ценности. Прежде всего они рождают культуру диалога человека с природой и взаимоотношение с ней. Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно учиться бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле. Факультативный курс «Экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» Вахрушева А.А. по образовательной программе «Школа 2100». Он изучается параллельно курсу «Окружающий мир» Вахрушева А.А. и подготовлен с учётом программы и учебника по данному предмету. В качестве учебного материала будут использоваться дополнительные уроки из учебника «Окружающий мир» Вахрушева А.А. по программе «Школа 2100», а также краеведческий материал. Факультативный курс рассчитан на 16 часов (полугодие, 1час в неделю).
Цель факультативного курса: развитие познавательной и творческой активности младших школьников, формирование у них осознанного ответственного отношения к окружающей среде, понимания целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов. Задачи курса: расширение экологических представлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров; углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий; обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание навыков экологической культуры, доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.
В целом факультативный курс позволяет углубить, расширить и систематизировать знания учащихся, вооружить их практическими умениями – навыками, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников. Вовлечение учащихся в конкретную деятельность одна из самых основных задач курса, поэтому в планирование вовлечено много практических занятий, выполнение творческих заданий. Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий творческого характера: написать нарисовать соединить вылепить составить найти Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил: блиц – опрос загадки тесты кроссворды интеллектуальные игры Практическая деятельность учащихся: мини – проекты выпуск экологического листа лекторская группа Прогнозируемый результат: Модель личности ученика начальной школы, владеющего экологической культурой. Черты: любящий природу; знающий и соблюдающий нормы экологической этики и морали; изучающий и постоянно повышающий уровень своих знаний о природе. По окончании факультативного курса учащиеся должны знать: - что такое экология; - об основных экологических системах и их особенностях; - способы охраны природы; - влияние экологии на здоровье человека; - заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры профилактики; - экологические катастрофы. По окончании факультативного курса учащиеся должны уметь: - определять типичные виды растений и животных своей природной зоны по внешнему признаку - определять принадлежность растений и животных к основным изученным системным группам; - выявлять причинно – следственные связи; - участвовать в практической работе по охране природы.
Программа (3 класс, 16часов)
Всё содержание программы разбито на 2 блока: I блок – вводный (блок опорных экологических знаний ( 8часов) II блок – эколого – краеведческий (8часов)
I блок:
II блок:
Список литературы:
1.Вахрушев А.А. Обитатели Земли. Методические рекомендации. -М: Баласс, 2000г. 2.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников. -М:Аванта+, 2005г. 3.Пономарёва О.Н. Охрана растений. Охрана животных. Ж/л Начальная школа, 1998 №4, с.35 4.Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. -М.: Просвещение, 2004г. 5.Грехова Л.И. В союзе с природой. -М.: ЦГЛ, Ставрополь, сервис школа, 2002г. 6.Двинин Е. Край, в котором мы живём. Мурманское книжное издательство, 1970г. 7.Барышева Ю.А. Формирование эколого–краеведческих знаний в начальной школе. -М.: ЦДЮТ РФ, 1997г. 8.Молодцова З.В. Экологические задачи для младших школьников. Ж/л Начальная школа, 1997 - №4, с.69-72 9.Красная книга Мурманской области 10.Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе Пособие для учителя. –М.:»Тобол», 1999г. 11.Парамонова О.М. Познаём свою малую родину. Ж/л Начальная школа, 1998 -№5, с.25 12.Плешаков А.А. Программа факультативного курса «Экология для младших школьников». М.: Просвещение, 1998г. 13.Салеева Л.П. Здоровье человека и окружающей среды (курс для младших школьников «Азбука здоровья») Курган ГУНО, 1983г. 14.Цветкова И.В. Экология для начальной школы Игры и проекты Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Академия развития, 1997г. |