Экология для школьников

 

творческая мастерская по развитию

познавательных и творческих способностей  для учащихся 3 класса

Программа творческой мастерской «экология для младших школьников»

Пояснительная записка

В становлении экологической культуры личности важная роль принадлежит годам детства. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно и для развития новых отношений ребёнка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира.

С позиции современных исследований начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование культуры поведения в природе и социуме. Истоки подобной значимости этого возрастного этапа кроются в психофизических особенностях детей. Однако поддержание и развитие этих предпосылок, данных ребёнку от природы, нуждается в соответствующем обучении, поскольку содержание экологического образования может быть освоено только в деятельности по изучению и охране окружающей среды.

 

Пояснительная записка.

Культура, возрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное оскудение человека привело к отчуждению его от природы, науки, культуры. На смену потребительскому взгляду на мир природы приходят общечеловеческие, гуманистические ценности. Прежде всего они рождают культуру диалога человека с природой и взаимоотношение с ней.

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно учиться бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.

Факультативный курс «Экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» Вахрушева А.А. по образовательной программе «Школа 2100».

Он изучается параллельно курсу «Окружающий мир» Вахрушева А.А. и подготовлен с учётом программы и учебника по данному предмету. В качестве учебного материала будут использоваться дополнительные уроки из учебника «Окружающий мир» Вахрушева А.А. по программе «Школа 2100», а также краеведческий материал.

Факультативный курс рассчитан на 16 часов (полугодие, 1час в неделю).

 

Цель факультативного курса: развитие познавательной и творческой активности младших школьников, формирование у них осознанного ответственного отношения к окружающей среде, понимания целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов.

Задачи курса:

расширение экологических представлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;

воспитание навыков экологической культуры, доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.

 

В целом факультативный курс позволяет углубить, расширить и систематизировать знания учащихся, вооружить их практическими умениями – навыками, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Вовлечение учащихся в конкретную деятельность одна из самых основных задач курса, поэтому в планирование вовлечено много практических занятий, выполнение творческих заданий.

Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий творческого характера:

написать

нарисовать

соединить

вылепить

составить

найти

Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил:

блиц – опрос

загадки

тесты

кроссворды

интеллектуальные игры

Практическая деятельность учащихся:

мини – проекты

выпуск экологического листа

лекторская группа

Прогнозируемый результат:

Модель личности ученика начальной школы, владеющего экологической культурой.

Черты:

любящий природу;

знающий и соблюдающий нормы экологической этики и морали;

изучающий и постоянно повышающий уровень своих знаний о природе.

По окончании факультативного курса учащиеся должны знать:

- что такое экология;

- об основных экологических системах и их особенностях;

- способы охраны природы;

- влияние экологии на здоровье человека;

- заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры профилактики;

- экологические катастрофы.

По окончании факультативного курса учащиеся должны уметь:

- определять типичные виды растений и животных своей природной зоны по                  внешнему признаку

- определять принадлежность растений и животных к основным изученным системным группам;

- выявлять причинно – следственные связи;

- участвовать в практической работе по охране природы.

 

Программа (3 класс, 16часов)

 

Всё содержание программы разбито на 2 блока:

I блок – вводный (блок опорных экологических знаний ( 8часов)

II блок – эколого – краеведческий (8часов)

 

I блок:

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1.

Введение. Что такое экология.

1ч.

Иллюстрации природных сообществ

2.

Экологические связи в живой природе.

1ч.

 

3.

Экосистемы. Цепи питания.

1ч.

 

4.

Экологические знаки.

1ч.

Составление экологических знаков

5.

Роль неживой природы в жизни живого.

1ч.

 

6.

Кто как защищается.

1ч.

Таблица «Защитные приспособления у растений и животных»

7.

Защитим природу. Защита хвойных лесов.

1ч.

Конкурс плакатов – обраще-

ний. Составление памяток «Правила поведения в лесу»

8.

Итоговое занятие. Изучая приро-

ду – укрепляем своё здоровье.

1ч.

 

II блок:

1.

Сохранность красоты природы. Изучаем способы охраны территории.

1ч.

Иллюстрации заповедников. Лапландский заповедник, Кандалакшский биосферный заповедник.

2.

Разнообразие растительного мира Мурманской области.

1ч.

 

3.

Животный мир нашей природной зоны. Красная книга – сигнал бедствия.

1ч.

Красная книга Мурманской области. Иллюстрации животных.

4.

Вода – кровь Земли. Водные экосистемы. Море и его богатства. Берегите воду.

1ч.

Составление кроссворда «Обитатели Баренцева моря». Конкурс плакатов.

5.

Экологические катастрофы. Экологическая ситуация в городе.

1ч.

Фотовыставка «Наш город», материалы газет.

6.

Птицы – наши друзья. Встречаем птиц.

1ч.

Иллюстрации птиц. Аудиозапись «голоса птиц».

7.

Природа нашего края.

1ч.

Экскурсия в Лапландский заповедник.

8.

Итоговое занятие.

1ч.

 

Список литературы:

 

1.Вахрушев А.А. Обитатели Земли. Методические рекомендации. -М: Баласс, 2000г.

2.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников. -М:Аванта+, 2005г.

3.Пономарёва О.Н. Охрана растений. Охрана животных. Ж/л Начальная школа, 1998 №4, с.35

4.Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. -М.: Просвещение, 2004г.

5.Грехова Л.И. В союзе с природой. -М.: ЦГЛ, Ставрополь, сервис школа, 2002г.

6.Двинин Е. Край, в котором мы живём. Мурманское книжное издательство, 1970г.

7.Барышева Ю.А. Формирование эколого–краеведческих знаний в начальной школе. -М.: ЦДЮТ РФ, 1997г.

8.Молодцова З.В. Экологические задачи для младших школьников. Ж/л Начальная школа, 1997 - №4, с.69-72

9.Красная книга Мурманской области

10.Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе  Пособие для учителя. –М.:»Тобол», 1999г.

11.Парамонова О.М. Познаём свою малую родину. Ж/л Начальная школа, 1998 -№5, с.25

12.Плешаков А.А. Программа факультативного курса «Экология для младших школьников». М.: Просвещение, 1998г.

13.Салеева Л.П. Здоровье человека и окружающей среды (курс для младших школьников «Азбука здоровья») Курган ГУНО, 1983г.

14.Цветкова И.В. Экология для начальной школы Игры и проекты Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Академия развития, 1997г.

Hosted by uCoz