Интеллектика
Творческая мастерская по развитию Мыслительных способностей для учащихся 3 класса Программа творческой мастерской «Интеллектика».
Пояснительная записка. Основная цель курса занятий по развитию мыслительных способностей состоит в том, чтобы обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы. Это означает более широкие, чем обычно возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения, абстрактно – логического и творческого мышления. Отмеченная цель достигается путём решения соответствующих промежуточных задач: обеспечить более высокий уровень подготовки интеллектуальной подготовки. Многие учителя отмечают, что в последнее время возрастает число детей, которым трудно учиться. Наиболее распространёнными причинами такого явления выступают, с одной стороны недостаточный уровень умственного развития, в частности плохое развитие логического мышления, с другой стороны, низкий уровень личностного развития, в частности, волевой регуляции детьми своего поведения. Вместе с тем, предлагаемый курс призван способствовать гуманизации процесса образования и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счёт гармоничного сочетания учебной деятельности, с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей. Важность введения интеллектуально – развивающих занятий следует из того обстоятельства, что, постоянно решая типовые задачи, школьники имеют мало возможностей для проявления в мыслительной деятельности самостоятельности, сообразительности и находчивости. Выполнение разнообразных поисково – творческих, занимательных заданий, построенных на внеучебном материале, полезно для детей с разным уровнем умственного развития. Слабым детям систематическое выполнение подобных заданий позволит повысить уровень их познавательных процессов и волевой регуляции, а сильные дети смогут полнее раскрыть свой интеллектуальный потенциал. В результате, улучшается успеваемость и повышается качество обучения. Курс развивающих занятий «Интеллектика» направлен на развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения и мышления) и совершенствование волевой регуляции поведения.
Содержание курса. Курс по развитию основных мыслительных способностей включает 4 темы: «Развитие способности анализировать», «Развитие способности рассуждать», «Развитие способности комбинировать», «Развитие способности комбинировать».Эти темы объединяют занятия в 4 цикла. Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в мыслительной деятельности человека при решении самых разных задач. Так способность анализировать обеспечивает возможность точного выбора условий задач, способность комбинировать выступает условием использования разнообразных сочетаний поисковых действий при разработке способа решения, способность рассуждать необходима для обоснования верности найденного способа решения при соотнесении его с условиями и требованиями задачи, способность планировать лежит в основе построения программы деятельности по достижению требуемого результата. Центральной идеей в разработке содержания курса является положение о том, что значение младшего школьного возраста в умственном развитии детей состоит в приобретении детьми возможностей действовать в мысленном плане, «в уме», подчиняя поиск решения задач существенным ( а не наглядно данным) отношениям их условий. Многочисленные исследования психологов показали, что наличием именно этих возможностей отличаются учащиеся средних классов, легко и качественно усваивающие учебную программу, от плохо успевающих сверстников и что именно эти возможности необходимы для полноценного понимания и верного применения законов математики, грамматики, физики, химии, биологии при решении соответствующих задач. Развитие отмеченных мыслительных способностей с разных сторон способствует обретению детьми возможностей действовать в мысленном плане, опираясь на существенные отношения. При этом каждая способность формируется на материале задач особого рода. Так способность анализировать совершенствуется в ходе решения задач на «сопоставление». На материале задач этого рода разработаны 3 вида интеллектуальной игры «Одинаковое, разное у двух» и три вида игры «Одинаковое, разное у трёх». При выполнении заданий этих игр совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение. Способность комбинировать формируется в ходе решения задач «на преобразование». На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «перестановки, «Передвижения», «обмены. При выполнении заданий этих игр совершенствуется наглядно – образное мышление, кратковременная память и воображение. Развитие способности планировать обеспечивается за счёт решения «на перемещение». На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры «шаги», «Прыжки», «шаги, прыжки». При выполнении заданий этих игр совершенствуются действия в мысленном плане, «в уме», в представлении, а также произвольность внимания, зрительное восприятие и кратковременная память. Развитие способности рассуждать обеспечивается за счёт решения задач «на выведение». На материале задач этого рода разработаны 12 видов интеллектуальных игр: «Что подходит?», «Раньше, позже», « У кого что», «Соседний, через один», «Так же, как…», «Сходство, отличие», «Совпадения», «Родственники», «больше, чем»…, «Старше, моложе», «ближе, левее», «то ли одно, то ли другое». При выполнении заданий этих игр совершенствуется логическое мышление, поскольку в этих играх требуется делать вывод из предложенных суждений. Предложенная ориентация каждого из четырёх циклов занятий на освоение той или темы не означает, будто на занятиях того или иного цикла развивается только одна какая – то из указанных способностей. Мыслительные способности, - анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать, - развиваются при решении любых задач, поскольку решение любой задачи предполагает анализ её условий, комбинирование поисковых действий, рассуждение о соответствии найденного способа условиям задачи, планирование решения. Так, исследования показали, что успешное решение разных видов задач «на преобразование» зависит, в основном, от хорошего развития способности комбинировать, разных видов задач «на перемещение», от способности планировать, разных видов задач «на сопоставление», от способности анализировать, разных видов задач « на выведение» - от способности рассуждать, делать умозаключения. Разработка программы опиралась на два основополагающих принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия должны относиться к разным тематическим циклам. Это необходимо, чтобы поддержать интерес детей к занятиям и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу в первой половине курса осваиваются задания более простых видов интеллектуальных игр «Перестановки», «Передвижения»(способность комбинировать), «Одинаковое, разное у двух» (способность анализировать), « Шаги», «Прыжки» (способность планировать), а во второй половине- задания более сложных видов интеллектуальных игр: «Обмены»(способность комбинировать), «Одинаковое, разное у трёх» (способность анализировать), «Шаги, прыжки» (способность планировать)
Методические рекомендации. Каждое занятие курса, независимо от того, в какой тематический цикл оно включено, построено по принципу: одно правило – одно занятие. Это означает, что на каждом занятии даётся некоторая задача – образец, на материале которой вводится что – то новое: - правило перемещения воображаемых персонажей ( игры «Шаги», «Прыжки», «Шаги, прыжки») - правило преобразования одного расположения фигурок в другое - способ сопоставления изображений предметов - способ соотнесения суждений Любое занятие включает следующие этапы: - во первых до начала занятия учителю необходимо ознакомиться с указаниями к этому занятию - во – вторых, изобразить на доске условие задачи образца - в – третьих, на материале задачи - образца проводится коллективное обсуждение способа поиска решения. - в – четвёртых, организуется самостоятельная работа детей на материале задач. - в – пятых, организуется коллективная проверка ответов к самостоятельно решённым задачам. Очень важна заключительная часть задания. Необходимо обсудить с детьми, хотя бы очень кратко, то, чем занимались на уроке и что нового узнали. Обсуждение задачи образца занимает 5 – 7 минут, самостоятельная работа детей 15 – 20 минут, проверка результатов решения – 3 – 5 минут.
Содержание занятий в 3 классе.
Литература: 1.Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 -4 классов. Книга для учителя – М.: Интеллект – Центр, 2005 – 408с.
|