Язык родной дружи со мной
творческая мастерская по развитию творческих способностей для учащихся 2 класса
Программа творческой мастерской «Язык родной дружи со мной»
Пояснительная записка Интересы младших школьников, как указывают психологи и педагоги, характеризуются в первую очередь недифференцированностью, «разбросанностью», их привлекают «совершенно разные области знаний без всякой их связи» (Люблинская А.А. Детская психология). Дети проявляют интерес прежде всего к тем учебным предметам, по которым они хорошо успевают. Причем следует отметить, что в предпочтении того или иного предмета ученики «невольно» следуют за своим учителем. Другой особенностью интересов в этом возрасте оказывается их неустойчивость, способность легко переключаться с одних предметов на другие. Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются младшим школьникам небольшие дела, близкие по конкретным результатам, когда все дело – от замысла до завершения – они хорошо представляют. Занятия в творческой мастерской ориентированы в основном на программу по грамматике и правописанию, а также и на развитие речи. Они предполагают закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов. Большая часть заданий опирается на связные тексты (рассказы, сказки, загадки, стихи), что вытекает из основной задачи учителя при работе над словом: показать, как живет слово в тексте. При отборе текстов обязательно учитывается и то, как представлены в них изучаемые языковые явления. Например, тексты в теме «Антонимы» насыщены словами, противоположными по значению, хотя эти тексты различны и по жанрам и по содержанию: здесь есть загадки, пословицы, поговорки, стихотворения. При проведении занятий обязательно учитывается принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. Предлагаемые материалы для наблюдений и различные упражнения содержат проблемную задачу. Трудные на первый взгляд задания привлекают детей своей новизной. Вызывая у детей интерес, они поддерживают дух поисков, открытий, активного познания нового, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки. Задачи - пробудить интерес к русскому языку у каждого школьника; - углубить знания учащихся о слове; - способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного материала; - совершенствовать навыки лингвистического анализа; - повышать уровень языкового развития школьников
Содержание курса: 1.Добрые слова. 2. Сколько слов вы знаете? 3. Чудесные превращения слов 4. Звуки в словах. 5. Слово или не слово 6. Слово одно, а значений несколько. 7. Слова – близнецы (омонимы). 8. Слова – друзья (синонимы).
Литература 1. Н.Н. Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 1999г. 2. Кроссворды и головоломки. Эгмонт. Россия 2004г. 3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982 4. Ладыженская А.Т. Детская риторика // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 1998. 5. Синицын В.А. Путь к слову: пособие по развитию речи. М., 1996. 6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М., 1997. |